г. Краснодар

История мебельного дизайна

История мебельного дизайна
Мебель – это, пожалуй, один из самых первых предметов быта, наравне с оружием, который придумал для себя человек. Конечно, гораздо удобнее сидеть у костра и отгрызать у мамонта ногу на камне, нежели на холодном полу. Собственно, камень потом можно еще и накрыть шкурой съеденного мамонта (ему-то она уже не понадобится), тем самым, сделав камень уютнее, а шанс застудить почки меньше. Ну, а, уж, о стремлении разнообразить интерьер росписью задолго до появления примитивных обоев, и говорить нечего – искусно написанные фрески с натуралистичными сценами из жизни соседей по пещере могли украшать и спальню, и кухню, и прихожую древнего человека.
Чем сильнее развивался человек и чем больше он осваивал этот мир, тем больше у него появлялось вещей. Он начинал придумывать какие-то приспособления для хранения – шкафы, комоды, полки, а также для комфорта – кровати, кресла, диваны. И таким образом, потихоньку дожив до Средневековья, какой-то догадливый мастер представил миру свое творение – ящик для вещей, который можно было брать в поездки. Народ ликовал, ибо именно этого и не хватало в домах простых герцогов и маркизов. Может, конечно, дело было иначе – история об этом умалчивает, но нам важен сам факт – явление переносного ящика для вещей. Дело происходило в Италии и его с радостью назвали «cassone» - дословно «большой ящик». Так, как он был способен передвигаться (с помощью коней и кучера, конечно же), к нему стало применяться понятие «mobile», что подразумевало под собой «переносной». Ну, и как это обычно бывает, в разговорной речи все сокращается до нельзя и в конце концов люди стали называть его просто «мебель». Слово прижилось, возможно, из-за удобства произношения и благозвучия, и распространилось благодаря торговым путям по всему миру. А так, как итальянские мастера всегда знали толк в мебели, то и термин закрепился именно из итальянского языка.
С момента появления мебели человеку хотелось ее улучшить, как и все вокруг себя. Ох, уж, эти идеалисты! И определенные стилистические направления можно выделить уже на ранних этапах развития таких цивилизаций как Древний Египет, Древняя Греция, Древний Китай, Месопотамия. В качестве материалов использовалось дерево, камень, а для украшения – слоновая кость и драгоценные камни, резьбовые узоры. Далее можно выделить уже упомянутое и любимое нами страдающее Средневековье. Предметы мебели в тот период тоже имели характерные черты: тяжелые, массивные столы с роскошной резьбой, узорами и декором, подчеркивающим статус владельца. Нельзя сказать, что тогда существовал какой-то определенный стиль - каждый делал мебель как умел и из того материала, который был. Если для Китая характерны изделия из бамбука, то на Руси главенствовали всегда дуб, ольха, береза. Причем, как для изготовления мебели, так и для строительства домов. Просто потому что этих растений было в изобилии в данных регионах. Все поменялось с приходом эпохи Ренессанса. Это, безусловно, очень важный этап истории человечества, так как он повлиял не только на развитие искусства и науки, но и на культурный и информационный обмен между народами. Начиная с приблизительно с XV века Европейской истории можно смело выделять начала нескольким стилям в искусстве, которые, конечно же, нашли отражение и в предметах мебели и декора.

Наверняка каждый из вас слышал это слово неоднократно, но, не каждый представляет как выглядит это загадочное барокко. Не беда, мы сейчас во всем разберемся.
Когда мы слышим слово «барокко», нам всегда представляется что-то помпезное, пышное и роскошное. Отчасти, это так. Собственно говоря, именно этими словами можно охарактеризовать стиль барокко. Термин «barocco» пришел из Испании и означает набор разнокалиберных жемчужин, что, в общем-то, отражает внешний вид этого направления в декоративно-прикладном искусстве. Ярким образцом стиля барокко является Версальский дворец под Парижем. Он полон изыска, напыщенности, торжества. От фасадов скульптур, до раковин и банкеток. С приходом XVII века мебель стала более изящной, выразительной, утонченной, технический прогресс позволил мастерам делать ее еще и более функциональной. Также, рынок насытился различными материалами и барокко радушно принял инкрустацию драгоценными и полудрагоценными камнями, позолоту и посеребрение, роспись и украшение слоновой костью, мрамором, черепахой, упаковав это все в величественное красное дерево, цвет которого настолько глубок и насыщен, что не нуждается ни в какой краске. Умельцы-столяры тоже не дремлют и осваивают все новые и новые технологии и техники декорирования мебели. В это время начинают появляться первые фанеровки по цельнодеревянной основе из более дешевых пород, что мы сегодня с вами часто видим в изделиях под названием «шпонированная доска». Разнообразие древесины позволило создавать различные рисунки с помощью игры с оттенками пород и текстур. Мебель приобретает не только бытовую значимость, но и принимает облик объекта искусства. Появляются нефункциональные, но прекрасные на вид декоративные пристенные столики – консоли. Благодаря такому широкому полю для деятельности, современные столяры получили много полезных устройств. Именно в это время начинают создавать различные клеи для древесины, так как в этом была необходимость, отливать из бронзы ручки, фурнитуру, а также позолоченные накладки на кромки и углы изделий. Изначально это было предложено королем Людовиком XIV для декорирования, но неожиданно идея понесла и вторичную выгоду – усиление рабочих частей столов, бюро, трюмо и подобных изделий. Несмотря на то, что барокко пришло из Испании, укоренилось и расцвело оно во Франции и развивалось до тех пор, пока трон не перешел в руки Людовика XV.

С приходом рококо те, кого уже тошнило от стиля «дорохо-бахато», слегонца вздохнули. Новый Людовик был гораздо более сдержанным и дал достойный ответ барокко и ушедшему помпезному родственнику. Французское слово «rocaille» означало покрытую ракушками скульптуру и дало название стилю рококо, который, казалось, презирал прямые линии. Подобно изящным и плавным очертаниям морских ракушек, закрутились все прямые ножки диванов, стульев, кресел и столов, оставшихся от барокко. Главным отличием рококо являлось единство ансамбля: архитектура, мебель, живопись должны сочетаться и являть собою одно целое стильное произведение. Рококо присущи кривые линии, основанные на силуэтах латинских букв C и S. Стены, потолки, дверные проемы окутывала изящная лепнина в пастельных тонах и зооморфных формах. В общем настроение рококо – это больше света, пространства, воздуха. Часто прибегали к использованию зеркал для зрительного увеличения пространства, а также больших окон в пол, чтобы в комнате было как можно больше солнечного света. Для отделки мебели использовалась слоновая кость, золото, мрамор, для обивки сатин и шелк зеленого, розового или бежевого цвета. Одним из ярких представителей стиля является Зал Salon Elysée в Версальском дворце. В этот период в Италии набирает популярность роспись мебели, которую впервые начали лакировать. Особенно ценными являлись работы тосканских и венецианских мастеров. Мир не стоял на месте, в отличие от мебели, которую, в какой-то момент итальянцы стали выкидывать из окон. Так она была хороша и крепка, что не портилась от времени. А следовать модным течениям хотелось всем, чему способствовали археологи в во второй половине XVIII века.

Во второй половине XVIII века были обнаружены руины Помпей под Неаполем. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся образцы предметов интерьера и некоторые дома, что способствовало всплеску интереса со стороны светского общества. Это отразилось, в том числе, и на архитектуре и дизайне. Формы приняли более строгие, линейные очертания, пропорции стали более гармоничными, ножки снова приняли свой первоначальный ровный и прямой вид. Появляются колонны, капители, геометрический и анималистический узор. Идеальным представителем неоклассики является Вилла Pisani, в местечке Стра. Средний класс в это время стал чуть более обеспеченным, что дало еще больший простор фантазии столяров. Во главе мебельной индустрии - мягкие кресла и диваны. Основной декор – окрашивание в белый цвет и роспись с позолотой. Наиболее ценными породами становятся палисандр, орех, розовое дерево, липа. Также использовались кожа, бронза, мрамор. Неоклассицизм отличали простые и изящные формы с античными мотивами. Теперь, с разнообразием форм, материалов, техник, мебельные мастера могли творить и экспериментировать сколь угодно, благодаря чему, актуальные стили в дизайне стали достаточно быстро сменять друг друга.
С приходом рококо те, кого уже тошнило от стиля «дорохо-бахато», слегонца вздохнули. Новый Людовик был гораздо более сдержанным и дал достойный ответ барокко и ушедшему помпезному родственнику. Французское слово «rocaille» означало покрытую ракушками скульптуру и дало название стилю рококо, который, казалось, презирал прямые линии. Подобно изящным и плавным очертаниям морских ракушек, закрутились все прямые ножки диванов, стульев, кресел и столов, оставшихся от барокко. Главным отличием рококо являлось единство ансамбля: архитектура, мебель, живопись должны сочетаться и являть собою одно целое стильное произведение. Рококо присущи кривые линии, основанные на силуэтах латинских букв C и S. Стены, потолки, дверные проемы окутывала изящная лепнина в пастельных тонах и зооморфных формах. В общем настроение рококо – это больше света, пространства, воздуха. Часто прибегали к использованию зеркал для зрительного увеличения пространства, а также больших окон в пол, чтобы в комнате было как можно больше солнечного света. Для отделки мебели использовалась слоновая кость, золото, мрамор, для обивки сатин и шелк зеленого, розового или бежевого цвета. Одним из ярких представителей стиля является Зал Salon Elysée в Версальском дворце. В этот период в Италии набирает популярность роспись мебели, которую впервые начали лакировать. Особенно ценными являлись работы тосканских и венецианских мастеров. Мир не стоял на месте, в отличие от мебели, которую, в какой-то момент итальянцы стали выкидывать из окон. Так она была хороша и крепка, что не портилась от времени. А следовать модным течениям хотелось всем, чему способствовали археологи в во второй половине XVIII века.

Во второй половине XVIII века были обнаружены руины Помпей под Неаполем. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся образцы предметов интерьера и некоторые дома, что способствовало всплеску интереса со стороны светского общества. Это отразилось, в том числе, и на архитектуре и дизайне. Формы приняли более строгие, линейные очертания, пропорции стали более гармоничными, ножки снова приняли свой первоначальный ровный и прямой вид. Появляются колонны, капители, геометрический и анималистический узор. Идеальным представителем неоклассики является Вилла Pisani, в местечке Стра. Средний класс в это время стал чуть более обеспеченным, что дало еще больший простор фантазии столяров. Во главе мебельной индустрии - мягкие кресла и диваны. Основной декор – окрашивание в белый цвет и роспись с позолотой. Наиболее ценными породами становятся палисандр, орех, розовое дерево, липа. Также использовались кожа, бронза, мрамор. Неоклассицизм отличали простые и изящные формы с античными мотивами. Теперь, с разнообразием форм, материалов, техник, мебельные мастера могли творить и экспериментировать сколь угодно, благодаря чему, актуальные стили в дизайне стали достаточно быстро сменять друг друга.
Начало XIX века ассоциируется, прежде всего, с Наполеоном и его победоносным шествием по Европе. Благодаря этому, ответвление неоклассицизма, называемое ампир, быстро распространилось на большей части оккупированной территории. Этому стилю свойственны строгая симметрия, прямые силуэты, декорирование латунными или бронзовыми деталями с военной или имперской символикой. Львы, сфинксы, орлы, пушки, скрещенные шпаги, богиня победы Виктория, лавровые венки и лебеди – это все явные признаки того, что перед вами точно ампир.
Нам же, живущим в прекрасной России, хорошо известен термин «Сталинский ампир». Этот стиль базируется на наполеоновском, но выглядит более монументально и величественно за счет того, что вобрал в себя элементы барокко, классицизма, ар-деко. Одним из ярких образцов сталинского ампира является банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома, также, большинство московских станций метро, оформлены в этом же стиле, например, «Новокузнецкая».
Для сталинского ампира характерны четкие пропорции, обильный декор – роскошный и помпезный. Для архитектурных зданий в большом количестве использовался мрамор и гранит, для мебели – бронза, керамика, хрусталь. Деревянные столы, кресла, тумбы и шкафы украшались резьбой или металлическими элементами, изображающими лавровые венки, колосья пшеницы, пятиконечные звезды. Несмотря на то, что в то время даже архитектура и дизайн использовались как идеологические инструменты, мы не можем не признать, что это было просто красиво.

В то время, пока в головах будущих советских архитекторов где-то в глубине формировался образ сталинского ампира, Европа трансформировала наполеоновский дизайн во Второй Ампир или, как его принято называть, Модерн. Для него свойственны два основных направления – живая природа и геометрия с минимальным количеством орнамента. Мебель приобрела более естественные, свойственные природным формы, узоры стали выполняться с упором на растительную тематику: цветы, листва, деревья.
Активно использовался текстиль, как для обивки мебели, так и для украшения: скатерти, вышивки, салфетки, накидки, подушки, опять же с узорами, обращенными к теме растительного мира. Популярным материалом для изготовления мебели был орех, дуб, ясень, тополь, вишня, клен, красное дерево. Украшением была резьба, витражи вместо стекол на дверцах, выжигание, аппликации из меди и бронзы, керамические вставки. На первое место начали выходить функциональность, качество обработки материала и экологичность мебели. Стало появляться больше простой, но доступной мебели, в том числе, и благодаря автоматизации и строительству мебельных фабрик, способных на более массовое производство.

С наступлением индустриализации и технического прогресса, стили в архитектуре и дизайне смогли развиваться сразу в нескольких направлениях, а мебель стала красивой и доступной практически для каждого. Она сочетала в себе не только функциональность, качество, и привлекательный внешний вид. Благодаря невероятному количеству открытых границ и торговых путей, людям стало намного легче обмениваться опытом и материалами и сейчас мы с вами легко можем пользоваться креслами из ротанга, кроватями из красного дерева и сидеть за прекрасным столом из волнистого ясеня. И независимо от модных тенденций, каждый может оформить интерьер в том стиле, который ему нравится больше всего. Это может быть классическое барокко и рококо, модерн и ар-деко, эклектика и постмодерн, а может даже и фьюжн – смесь всех, понравившихся стилей. Главное, чтобы вам было комфортно и уютно в вашем доме, а мы постараемся выполнить ваше желание в любом доступном стиле с неизменным качеством!
Опытные специалисты
Мастера с опытом работы от 10 лет
Работа по договору
Полное соблюдение условий договора
Помощь и консультация
Наши менеджеры всегда на связи
АКЦИЯ ОТ SOLAR MEBEL
Начало 28.11.2024 - Конец 31.12.24
Шкаф
Двери slim, тонкий профиль. Одно зеркало Oracal
Двери с доводчиком скрытого монтажа Ширина: 1.20 - Высота 2.40 - Глубина 60
Стоимость без акции : 75.000 руб.
Стоимость по акции : 52.000 руб.